История Пасхальной открытки.

Пасху — светлый праздник Воскресения Господня — называют «праздников праздник и торжество из торжеств». При этом для светской, не церковной культуры Пасха также имела и имеет большое значение. В старой России народные гулянья с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка. Среди атрибутов этого большого праздника — обычай христосоваться, то есть троекратно целоваться. С конца XIX века в Российской империи стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху открытые письма с красочными рисунками.

 

 

Первой коллекцией пасхальных открыток отечественного изготовления стала серия с четырьмя весенними акварелями художника Николая Каразина (1897). Иллюстраторами «пасхалок» также стали именитые российские художники Иван Билибин, Борис Зворыкин, Илья Репин, Александр Бенуа. Более всего были популярны изображения играющих и целующихся ангелоподобных детей, виды пробуждающейся весенней природы, зажженные свечи, пасхальные угощения. Рисовали художники и народные пасхальные традиции: катание яиц, христосование, крестный ход. Но главным украшением пасхальной открытки были крашенки — расписанные затейливыми узорами пасхальные яйца.

 

 

В Европе традиция была схожей. На карточках изображались празднично расписанные яйца, нарядные горожане, готовящиеся к застолью, храмы — только не православные, а католические или протестантские. Отличием были изображения ягнят и цыплят, а также — например, на немецких открытках — пасхального кролика. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века, и с тех пор распространился по всему миру. В виде зайчиков по сей день делают игрушки и сладости, а также разнообразные сувениры, составляющие порой целые семейства. В 1905 году почтовые отделения Австрии и Германии разделили обратную сторону на две половины. Правую половину оставили для адреса и марки, а на левой можно было писать поздравления. В 1906 году это нововведение официально разрешили на VI Всемирном почтовом конгрессе в Риме.

 

 

Пасхальных открыток в Российской империи было издано огромное количество. После революции карточки с куличами и яйцами — вместе с носителями старых традиций — также «отправились в эмиграцию». В советской же России на праздничных открытках стали изображать простых рабочих с тяжелыми инструментами, облокачивающихся на пасхальное яйцо, а надпись: «Христос Воскресе» заменили на «Слава народу!». После запрета 1930-х годов, с конца 1941 года пасхальные открытки издавались также в СССР и продавались в храмах. С 1980-х годов открытки начали издавать обычные издательства («Искусство», «Планета», региональные) массовыми тиражами.